Hunter Fan Logo О компании | Очистители воздуха | Увлажнители воздуха | Заказать | Доставка | Сотрудничество | Как нас найти 
Hunter, Since 1886






СТАТЬИ

Формирование инвестиционного климата в Петербургском регионе (Часть I)

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

Оценки инвестиционного климата колеблются в широком диапазоне – от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двустороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и т.д. То есть, инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены.

Главной особенностью инвестирования в Санкт-Петербурге является тот факт, что город имеет уже созданную и достаточно развитую инфраструктуру по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Другой особенностью инвестирования в Санкт-Петербурге является наличие сильной диверсифицированности экономической среды и сильного внутреннего рынка. Это обеспечивает высокую финансовую стабильность городских финансов и сравнительно невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности.

Третьей особенностью является наличие развитой среды привлечения инвестиций. В городе работают крупные отечественные и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, инвестиционные посредники. Развивается финансовый рынок и рынок инвестиционно-строительных услуг.

Все эти особенности характеризуют инвестиционный климат Санкт-Петербурга как благоприятный.

В начале экономических реформ Санкт-Петербург значительно уступал по признакам инвестиционной привлекательности Москве и ряду добывающих и осуществляющих первичную переработку экспортно-ориентированных видов сырья (нефте- и газодобыча, переработка леса, металлургия) регионов Севера и Сибири. Это предопределялось высокой долей населения пенсионного возраста; чрезвычайно большим (почти 70%) удельным весом организаций, работавших в системе ВПК, научных и иных учреждений, финансируемых из бюджета, слабым развитием бизнес-инфраструктуры.

Перспективы развития инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге связаны с двумя основными источниками: государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов) и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, иностранные инвестиции). Остановимся на работе властных органов Санкт-Петербурга по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций.

Администрацией Санкт-Петербурга применяется система мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику города и предупреждение их оттока:

государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);

создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности;

создание механизма работы с городскими инвестиционными проектами.

Особое значение для повышения эффективности инвестиционного процесса имеют законы, принятые Законодательным собранием Санкт-Петербурга: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга», определяющий инструменты, которыми город пользуется для привлечения инвестиций; «О внесении дополнений в закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», который предлагает условия предоставления и размер налоговых льгот для инвесторов; «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга», регулирующий вопросы предоставления инвесторам недвижимости, находящейся в управлении или в собственности Санкт-Петербурга; «О градостроительном планировании развития и градостроительном регулировании использования и застройки территории Санкт-Петербурга».

В настоящее время ведется работа по корректировке вышеуказанных законов, внесению в них продиктованных действительностью изменений и дополнений. В частности, главной целью изменений в законе «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга» является обеспечение возможности заключения предварительных договоров об инвестиционной деятельности и проведения предварительных инвестиционных торгов. Кроме того, в ближайшее время предполагается приступить к разработке нового закона «Об основах градостроительства Санкт-Петербурга», в котором будут распределены полномочия между Законодательным собранием, исполнительными органами власти и местным самоуправлением. Отсутствие такого законодательно закрепленного распределения не способствует развитию градостроительства в Санкт-Петербурге, как отдельного направления в политике города. Без него не будет юридической базы для генерального плана развития Санкт-Петербурга, а также будут трудности с утверждением градостроительной документации по новым территориям.

Серьезным шагом вперед, в перспективу развития Санкт-Петербурга, стал стратегический план. Предлагаемая им модель развития Санкт-Петербурга подразумевает сосредоточение усилий отраслевых органов управления на реализации конкретных проектов в рамках определенных городским сообществом приоритетных направлений и первоочередных проектов, в продвижении которых город заинтересован до такой степени, что использует для этого определенные финансовые стимулы. Упомянутые городские проекты осуществляются из внебюджетных источников, причем первоначальные затраты, составляющие, как правило, менее 1% от стоимости строительства, употребляются на подготовку инвестиционных предложений, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, причем последняя не является собственно архитектурным проектом в привычном понимании этих слов.

Предполагается, что пакет информации, совместно подготавливаемый несколькими городскими ведомствами: Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом экономики и промышленной политики, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом финансов – будет содержать сведения о перспективных градостроительных планах (пробивка автомагистралей, реконструкция кварталов и т. п.), регламент или систему ограничений, связанных с функциональными (определяющими разрешенные виды деятельности) и пространственно-физическими параметрами (например, плотность застройки, этажность), виды и условия обязательных платежей и обременении (охранные обязательства, сервитуты и пр.), исходные данные о наличии инженерных ресурсов, оценку недвижимости в рассматриваемой зоне.

За счет средств бюджета Санкт-Петербурга разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляемых или поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга, проводится экспертиза экономической эффективности инвестиционных работ, обучаются сотрудники администрации Санкт-Петербурга в области проектного финансирования, что позволит городу в ближайшем будущем реализовать большое число инвестиционных проектов, привлечь в город инвестиции и организовать новые рабочие места.

Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Разрабатываемый городом механизм работы над инвестиционными проектами города, в части их подготовки, включает в себя следующие этапы:

1 этап – проработка общих принципов использования городской территории, таких, как функциональное использование территории и плотность размещения бизнеса.

2 этап – определение реальности проекта с точки зрения поиска источников финансирования, определение основных этапов привлечения ресурсов развития.

3 этап – разработка градостроительного регламента и более подробного проекта развития территории, поиск инвестиционных ресурсов, маркетинг объекта. Затем, в зависимости от результатов исследования рынка, продажа на торгах права реализации крупного инвестиционного проекта, либо проведение конкурса на подряд и на финансовое участие в проекте.

Созданный порядок разработки городских инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность города для инвестиций во все виды инфраструктур.

Немаловажную роль в привлечении реальных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга играют различного рода программы, выставки, ярмарки и другие мероприятия.

На улучшение инвестиционного климата не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и всего Северо-Западного региона оказывает влияние ярмарка-презентация инвестиционных проектов. Основной задачей ярмарки является проведение целого комплекса мероприятий, направленных на приток инвестиций в реальный сектор экономики, создание новых рабочих мест, развитие малого предпринимательства, решение социальных и других проблем.

В рамках V Петербургского экономического форума с целью продвижения инвестиционных проектов и развития инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге, а также Ленинградской области и других регионах была проведена «Программа инвестиционного сотрудничества», особую значимость которой придали специально отобранные проекты и предложения 26 предприятий и организаций, выступающих в роли инициаторов инвестиционных проектов (администрации различных регионов, консалтинговые структуры, строительные и финансовые организации). Предварительный отбор инвестиционных предложений в основном базируется на классической качественной, а затем и количественной оценке основных параметров жизнеспособности инвестиционных проектов.

Благодаря проводимой в Санкт-Петербурге инвестиционной политике, объемы инвестиций в экономику города, в том числе и иностранных, постоянно увеличиваются.

Достоверных исследований о мультипликационном эффекте средств, вложенных в жилищное строительство России, авторами настоящей работы не выявлено. Однако, расчеты проведенные в других странах, а также эмпирический материал, свидетельствуют о том, что эффект значителен. Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост отраслей строительной индустрии – деревообработки, стеклопромышленности, производства металлоконструкций и многих других. Нельзя также забывать, что жилье само по себе является структурообразующим благом, так как новое жилье требует обновления мебели, электробытовой техники, да и почти всех товаров длительного пользования. Следует заметить, что жилищное строительство является стимулом развития самого широкого спектра отраслей экономики в сравнении с другими приоритетами. Недаром увеличение заказов на строительство жилья – главный показатель выхода экономики из кризиса, а их уменьшение – первый признак депрессии.

Исходя из этой посылки состояние в жилищном секторе Санкт-Петербургского инвестиционно-строительного комплекса представляет для нас определенный интерес в плане оценки перспектив его развития. Анализ показывает, что ситуация здесь характеризуется определенной устойчивостью.

В отличие от средних показателей по стране в Санкт-Петербурге, начиная с 1997 г., началось увеличение объемов жилищного строительства, такая же тенденция продолжилась и в последующие годы.

В 2000 г. в Санкт-Петербурге введено в эксплуатацию 1080,9 тыс. м2 жилья, что составляет 100,8% от уровня 1999 г. Вновь построено 167 многоквартирных жилых домов (14 344 квартир, 990,3 тыс. м2), реконструировано 22 жилых корпуса (629 квартир, 54,7 тыс. м2), построено 215 индивидуальных домов (35,9 тыс. м2). За счет средств инвесторов и индивидуальных застройщиков введено 1055,9 тыс. м2 общей площади, что составило 97,6% от общего ввода. За счет бюджетных средств введено 25 тыс. м2.

Не менее напряженные задачи установлены и на текущий 2001 г., в котором намечается обеспечить ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования в объеме, превышающем 1 млн. м2, в том числе за счет средств инвесторов не менее 950 тыс. м2, за счет бюджетных средств – 60 тыс. м2, за счет средств индивидуальных застройщиков 40 тыс. м2. При этом ставится задача добиться ритмичного ввода жилья по месяцам и посредством опционных торгов перейти к долгосрочному планированию на два-три года.

Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу, как:

комплекс защитных сооружений с обеспечением предварительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку;

восточное полукольцо кольцевой автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе;

реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению со Всемирным банком;

строительство сети гостиниц;

развитие Крестовского и Каменного островов, территории Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапина и Розенштейна, Варшавского вокзала, Шувалово-Озерки и др.

Таким образом, налицо многофакторность процесса привлечения реальных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга.




 очистители воздуха | воздухоочиститель модель 36027 | воздухоочиститель модель 36095 | воздухоочиститель модель 36127 | воздухоочиститель модель 36710
  увлажнитель воздуха | доставка воздухоочистителей | об очистителях воздуха Hunter | модели увлажнителей | заказать очиститель воздуха | ионизатор воздуха | выбрать очиститель воздуха | Контакты

117342  Москва, ул.Бутлерова, д.19, 1-й подъезд, 3-й этаж, офис 301
  Fax. (+7 495) 333 1541, Tel. (+7 495) 334-40-46, 334-81-46;
E-mail: info@fobos.ru; sap@fobos.ru
444330520 ; 386570832



Воспроизведение любых материалов с этого сайта в любом виде без письменного согласия ЗАО ФОБОС запрещено © 2008-2009