Hunter Fan Logo О компании | Очистители воздуха | Увлажнители воздуха | Заказать | Доставка | Сотрудничество | Как нас найти 
Hunter, Since 1886






СТАТЬИ

Экологическая политика мегаполиса

Экологические проблемы особенно остры в крупных мегаполисах мира, где плотно застроенные территории несут огромные техногенные и антропогенные нагрузки и не имеют возможности сохранить свой естественный потенциал.

В Москве сосредоточено более 30 тыс. промышленных предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на экологию. В черте города существует 71 промышленная зона, размещены 14 ТЭЦ, 63 районные и квартальные тепловые станции и более 1 тыс. котельных. Автомобильный парк составляет почти три миллиона машин, на территории города расположены более 2,5 тыс. автотранспортных хозяйств.

Долгое время работа природоохранных органов города Москвы имела исключительно контрольно-созерцательный характер. Началом радикальной перестройки экологической политики в Москве можно считать разработку в 1999 г. Концепции обеспечения экологической безопасности города. Именно этот документ определил стратегию развития экологической политики мегаполиса в увязке с его эколого-градостроительным развитием. Концепция стала основой для разработки и принятия около 100 городских нормативных документов, касающихся экологии. Были приняты уникальные экологические законы, не имеющие аналогов в России и странах СНГ: “О градостроительном регулировании в природном комплексе”, “Об особо охраняемых природных территориях”, “О защите зеленых насаждений”.

Однако наиболее значимым результатом нашего законотворчества стало принятие нового федерального закона “Об охране окружающей среды”, где именно поправки, предложенные московскими специалистами, обеспечили равные права федерального центра и субъектов РФ.

Новые экологические правила требовали усиления природоохранной работы. Возникла необходимость в формировании современной экологической программы, имеющей жесткую увязку финансового обеспечения с достижением реальных экологических результатов. Нам нужно было четко сформулировать права и обязанности власти, предпринимателей и населения в сфере экологических проблем. Базисным экологическим документом города стала Целевая экологическая программа, определяющая ключевые направления в области охраны окружающей среды и природопользования. Основу Программы составили основные положения Национальной экологической доктрины, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, целевой федеральной программы “Экология и природные ресурсы России (2002 — 2010 гг.)”, прогноза социально-экономического развития Москвы и Генерального плана развития города Москвы до 2020 г. Особо следует отметить, что мероприятия, намеченные к реализации по Программе, вошли в перечень приоритетных градостроительных работ и обеспечивают реальное достижение показателей качества окружающей среды по всем природным компонентам (вода, воздух, почвы, зеленые насаждения и др.).

Мы приступили к реализации права субъектов РФ вводить более жесткие региональные природоохранные нормы, чем те, что приняты на федеральном уровне. В первую очередь это касается стационарных источников на промпредприятиях и ТЭЦ.

Наряду с административными взысканиями и штрафами расширяется использование экономических механизмов возмещения ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды.

Заканчивается разработка и обсуждение городских законов: “Об экологическом контроле”, “О бытовых и промышленных отходах”, “О почвах”, “О водных объектах”, “О комплексном природопользовании”.

Организована работа по оценке соответствия имеющихся на предприятиях технологий и оборудования технологическим регламентам и современному уровню достижений науки и техники.

Мы подготовили пакет изменений в федеральное законодательство, для усиления природоохранной функции субъектов федерации, в частности предложили:

снять исключительное право на проведение экологической экспертизы, поскольку в Государственную думу внесен проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон о Государственной экологической экспертизе”, предусматривающий устранение исключительности прав федеральных органов на проведение Государственной экологической экспертизы;

увеличить размеры административных штрафов за нарушение правил остановки и стоянки автотранспортных средств и использовать возможность применения принудительной эвакуации транспортных средств на территории городов с численностью населения свыше 3 млн человек;

включить в условия лицензирования предприятий автотранспортных услуг требования по установлению нейтрализаторов на автотранспортных средствах и переводу на газ своих автопарков;

возложить на органы исполнительной власти в субъектах РФ функции контроля за фактическими объемами загрязнения окружающей среды и контроля за полнотой и правильностью начисления платы за загрязнение окружающей среды;

повысить коэффициент к ставкам платы за загрязнение окружающей среды, учитывающий специфику мегаполиса.

Главный бич всех крупных городов мира — это автотранспорт, его вклад в загрязнение атмосферы города составляет более 80%. Выбросы промышленных предприятий составляют 11%, выбросы объектов теплоэнергетики — 6% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ, составляющего 900 тыс. тонн в год.

Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в 2002 г. уменьшились на 4321 тонну, т.е на 2,1% по сравнению с данными 2001 г. Предприятия ОАО “Мосэнерго” сократили выбросы оксидов азота на 11% за счет выполнения природоохранных мероприятий.

Снижение выбросов от городского автотранспорта составило около 20 тыс. тонн, т.е. более чем 2% за счет введения 3-го Транспортного кольца, строительства дорожных развязок, увеличения пропускной способности городских автомагистралей. Переоборудовано 1000 единиц автотранспорта для работы на газообразном топливе. Вводятся в эксплуатацию стационарные газозаправочные станции. Около 27 тыс. единиц муниципального автотранспорта города были оснащены каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Однако достигнутое снижение не снимает остроты экологических проблем.

Реализуется целевая программа использования экологически безопасных видов моторного топлива. Первые 150 автомобилей известной марки “Бычок”, работающих на диметилэфире, появятся уже в этом году. Введена система экологической маркировки автозаправочных станций (АЗС), предусматривающая контроль соблюдения экологических требований к качеству реализуемого топлива. Реализуется городская программа по оснащению АЗС установками улова выбросов паров бензина в атмосферу. Разработаны законопроект о введении ограничений на въезд автотранспорта на отдельные территории города и постановление правительства Москвы о введении экологической маркировки на автомобили в зависимости от объема двигателя.

Мы регулярно получаем информацию о состоянии атмосферного воздуха и концентрациях загрязняющих атмосферный воздух веществ, что дает возможность осуществлять оперативное реагирование в случае повышенного уровня загрязнения.

Территории города, на которых нет стационарных постов, также не остаются без внимания. В арсенале средств системы мониторинга качества атмосферного воздуха — передвижные лаборатории, совершающие регулярные рейды по жилым микрорайонам города.

На территории города имеется более 140 малых рек и ручьев, большая часть которых полностью или частично забраны в коллекторы, и более 360 различных водоемов. Водные объекты города представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока. Долины рек трансформированы, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям.

Основная часть городских сточных вод и загрязняющих веществ в городе поступает в водные объекты через выпуски сетей городской канализации и городского водостока, около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объекты.

Главными проблемами в области охраны водных ресурсов являются загрязнение водных объектов поверхностными стоками с городских территорий, захламление прибрежных территорий, недостаточное использование ландшафтно-рекреационных возможностей водоемов города.

Резервы улучшения качества вод в водных объектах города в значительной степени связаны с сокращением сбросов загрязняющих веществ путем организации на предприятиях систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исключение сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и внедрение эффективных методов очистки поверхностных сточных вод.

Власти города утвердили Концепцию восстановления и реабилитации малых рек г. Москвы.

Утверждены границы водоохранных зон рек Котловки, Городни и Яузы. Разработаны проектные предложения по установлению границ водоохранных зон рек Самородинки, Раменки, Очаковки, Клязьмы. Проведены дноуглубительные работы и берегоукрепление участков р. Яузы. Разрабатывается проектно-сметная документация на проведение указанных работ на р. Чермянка.

В 2002 г. прошел первый конкурс на разработку проектов экологического благоустройства 14 водоемов. Здесь впервые был применен нетрадиционный подход к формированию технических заданий на проектирование. На конкурсе предлагалось благоустроить небольшие водоемы, зеркалом менее 2 га. Все пруды находились в районе жилой застройки и активно использовались жителями в рекреационных целях, однако имели неблагополучное состояние. Программой были охвачены все 10 округов столицы. Проектировщикам предложили разработать наименее затратные решения восстановления и оздоровления водоемов с максимальным использованием не строительных технологий, а методов естественной биологической очистки. Дополнительное условие разработки проектов — существенно минимизировать последующее засорение прудов и сделать их самостоятельными, устойчивыми экосистемами.

Работы по экологической реабилитации и восстановлению прудов выполнены, лучшие из них будут использоваться на других водных объектах города.

Между тем остается нерешенным вопрос закрепления ответственности за содержание рек и их долин.

Проблема санитарной очистки городских территорий от твердых бытовых отходов (ТБО) продолжает оставаться одной из наиболее актуальных и сложных инженерно-экологических проблем практически для всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Москвы.

В федеральной целевой программе “Экология и природные ресурсы России”, утвержденной правительством России в декабре 2002 г., было указано, что сложившаяся в России система обезвреживания ТБО неудовлетворительна, поскольку ее основой является прямой вывоз и захоронение подавляющего большинства отходов (более 90%) на полигонах. В соответствии с этой программой приоритетными направлениями в сфере обращения с отходами названы предотвращение образования отходов и вторичное использование отходов в производственных процессах.

На провозглашаемое приоритетное направление — предотвращение образования отходов — в действительности выделяется менее 1% бюджета, а на то, что стоит на последнем месте по приоритету, а именно на захоронение и сжигание отходов без использования энергии этих отходов на самом деле направляется 90—95% финансовых средств.

Из этого следует, что между декларируемыми задачами и реальными действиями наблюдается значительное несоответствие.

Москва провозглашает стратегию комплексного управления отходами, предусматривающую “иерархический” подход к управлению отходами: снижение объема отходов в источнике их образования, рециклинг, сжигание, удаление на свалки.

В Москве за год перерабатывается около 900 тыс. тонн промышленных отходов и свыше 400 тыс. тонн отправляется за пределы города (вторсырье). Из образующихся 4 млн тонн бытовых отходов 300 тыс. тонн подвергается мусоросжиганию, 700 тыс. тонн — мусороперегрузке, 100 тыс. тонн — мусоросортировке, на захоронение поступает более 3 млн тонн.

Мощности производственных объектов санитарной очистки, расположенных в черте города, за период 1994—2001 гг. возросли в 8 раз (с 104 до 834 тыс. тонн в год).

На сегодняшний день наиболее перспективной стратегией обращения с отходами является ориентация на раздельный сбор и мусоросортировку. Перспектива состоит в снижении потоков отходов за счет селективного сбора утильных фракций муниципальных отходов с последующей их переработкой (рециклингом). Сбор и переработка вторичного сырья жилого фонда требует создания соответствующей инфраструктуры (наличия контейнеров для раздельного сбора на придомовых площадках, пунктов приема, установок для переработки). Без этой инфраструктуры сбор и переработка утильной фракции ТБО из жилого фонда экономически не оправданы. Целесообразно развивать систему сбора и переработки вторичного сырья ТБО из коммерческих и общественных организаций и учреждений, что позволит сократить поток поступления отходов на полигоны и мусоросжигательные заводы, затраты на вывоз и обезвреживание отходов и получать доход от реализации вторичных ресурсов.

Внедрение системы селективного сбора отходов торговых предприятий и предприятий непромышленной сферы позволит без дополнительных затрат увеличить долю промышленной переработки этих хозяйств по ТБО с 25 до 65%, что соответствует среднему европейскому показателю.

Для успешного решения проблем сбора, переработки и утилизации муниципальных отходов города необходимо создать конкурентную среду, в том числе следует предусмотреть участие малого и среднего бизнеса, представители которого, работая непосредственно с населением, могли бы взять на себя функции раздельного сбора. При этом в Москве необходимо по примеру всех столиц стран ЕС ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению ТБО. Но цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из муниципальных отходов.

К сожалению, не удалось решить проблему строительства новых экологически безопасных полигонов на территории Московской области. Поэтому наибольший упор в плане полигонного захоронения сделан на развитие действующих крупных полигонов в Икше, Хметьеве и Тимохове. Эти объекты, по оценке контролирующих организаций, в том числе и Московской области, в настоящее время в полной мере соответствуют российским и зарубежным природоохранным требованиям.

Как и в предыдущие годы, остается актуальным вопрос сохранения и развития “зеленого” хозяйства города. Сегодня одна треть территории города (более 35 тыс. га) — это природный комплекс (ПК). По Генеральному плану развития города Москвы к 2020 г. площадь ПК планируется расширить до 45 тыс. га, а площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) —до 25 тыс. га.

Расширение площади ООПТ планируется произвести за счет придания статуса ООПТ природным территориям долин малых рек, восстановленным природным экосистемам на местах заброшенных пустырей.

В результате выполнения экспертных работ по градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается эколого-ориентированное развитие территории города. Рассмотрение материалов на соответствие экологическим требованиям на самых ранних этапах принятия решения позволяет исключить застройку озелененных территорий города или выдвинуть застройщику обременения, позволяющие провести за его счет благоустройство и озеленение прилегающих территорий, например, благоустройство прилегающей парковой зоны реки Яузы при размещении торгового комплекса в СВАО, вывод боксовых гаражей и озеленение территории при размещении торгового комплекса в ВАО.

При рассмотрении проектов планировок развития и реконструкции жилых территорий особое внимание уделяется сохранению баланса озелененных территорий, созданию озелененных территорий общего пользования.

Утверждена Генеральная схема цветочного оформления города. В 2003 г. площадь городских цветников доведена до 320 тыс. кв. м. За последние три года в четыре раза увеличены площади, занятые цветниками.

Главной задачей являлось создание надежной защиты ПК от различных посягательств инвесторов. На сегодня ООПТ надежно защищены действующим законом “О защите зеленых насаждений”.

Для управления ООПТ разработаны и утверждены типовые положения различных категорий ООПТ, положения о службе ООПТ, форма паспорта и охранных обязательств ООПТ.

Созданы дирекции ООПТ “Природный заказник Долина реки Сетунь”, “Природный заказник Воробьевы горы”, “Природный парк Москворецкий” и утверждены их уставы.

Впервые в городе начата работа по восстановлению биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях города. В Тимирязевском и Измайловском парках восстановлены хвойные насаждения (2000 елей), в памятнике природы “Серебряный Бор” высажено 300 молодых сосен. Организованы работы по реинтродукции животных на территории города, в т.ч. занесенных в Красную книгу: сокола сапсана, черного коршуна, лебедя-шипуна, ушастых сов; по увеличению численности и расселению белок на ООПТ. Ведутся работы по поддержанию численности животных и птиц на территориях природного комплекса Москвы, определены наиболее перспективные для расселения на территории Москвы виды.

Москва при ее мощном промышленном потенциале, количестве автомобилей, теплоэнергетическом комплексе может считаться относительно чистым городом. Продолжает сохраняться устойчивая тенденция к стабилизации экологической обстановки в городе. По данным Московского городского центра по гидрометеорологии и мониторингу природной среды Росгидромета уровень загрязнения атмосферы на территории Москвы в течение последних лет имеет тенденцию к снижению.

Важнейшей целью в деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды является выстраивание четкой и обоснованной экологической политики, включающей в себя координацию и консолидацию усилий всех городских природоохранных служб и природопользователей, направленных на улучшение состояния окружающей среды.




 очистители воздуха | воздухоочиститель модель 36027 | воздухоочиститель модель 36095 | воздухоочиститель модель 36127 | воздухоочиститель модель 36710
  увлажнитель воздуха | доставка воздухоочистителей | об очистителях воздуха Hunter | модели увлажнителей | заказать очиститель воздуха | ионизатор воздуха | выбрать очиститель воздуха | Контакты

117342  Москва, ул.Бутлерова, д.19, 1-й подъезд, 3-й этаж, офис 301
  Fax. (+7 495) 333 1541, Tel. (+7 495) 334-40-46, 334-81-46;
E-mail: info@fobos.ru; sap@fobos.ru
444330520 ; 386570832



Воспроизведение любых материалов с этого сайта в любом виде без письменного согласия ЗАО ФОБОС запрещено © 2008-2009